ЛЮБОВЬ ХАРИТОНОВА  

В балете. 60-е

"Мадемуазель Нитуш"

"Век живи - век люби" с А.Коровиным

"Страсти святого Микаэля"

"Дачный роман"

"Дамы и гусары"

Л.Горбунова
Статья написана к 40-летию Северского музыкального.


Любовь Харитонова
35 лет на Северской сцене Любовь Васильевна Харитонова. Сыгранные ею за эти годы роли все и не перечислить. Их число — целых сто пятьдесят! А ведь в каждой: из них — жар сердца, муки творчества, сбывшиеся и, несбывшиеся надежды — и все это — ее жизнь, навсегда и безраздельно отданная театру.
У нее красивый дом, где особое тепло, уют и много-много цветов. Они повсюду: на столе, в напольной вазе, в причудливой икебане, в одной из комнат — «кусочек моря» — живописный вид со скалами, ведь она — южанка, родилась в Одессе и без морской стихии тоскует, душа ее стремится на юг, и порой в отпуске она дает ей полное расслабление. В ее семье и доме все связано с театром — фотографии и портреты на стенах, конечно же, из спектаклей. В стеллажах — фото родных и близких. В театре работает муж — народный артист России Борис Киселев. На одной из стен — памятные сувениры: две скрещенные рапиры, большой рог для вина, отделанный металлом и резьбой. В этой обстановке выросла и стала актрисой их дочь, Оксана, ученица бывшего главного режиссера Северского театра — заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Ивановича Гончаренко.
Любовь к театру актрисы Харитоновой была захватывающей и всевластной, и ей она осталась верна всю жизнь. Она училась актерскому мастерству в Харьковском театральном училище, начинала работать на украинской сцене, а когда пришла в Одесский драматический театр, пришлось «переучиваться», здесь говорили на русском языке, и надо было избавляться от мягкого украинского говора. В этом театре были сыграны первые роли, а однажды она выступала в дуэте с таким известным актером, как Михаил Водяной. Это была сцена Ларисы и Яшки из «Белой акации» И. Дунаевского.
Ей везло на встречи с яркими и интересными людьми. Она снималась в кино, в таких художественных фильмах, как «Зеленый фургон», «Улица молодости», «Страницы жизни». У нее было интересное окружение: популярные в то время актеры кино: Луков, Крючков, Алейников, Андреев, Кулаков, Мартинсон, который, по признанию актрисы, был в нее немного влюблен.
Однажды она послала анкету со своей немудреной биографией сразу в два театра — в Польшу и в Сибирь, в Северск. И оба прислали приглашение. Она выбрала последний. С удовольствием вспоминает первые годы работы в Северском музыкально-драматическом театре. С ней работал режиссер из Москвы — Григорий Владимирович Спектор. Сыграла роль в «Иркутской истории», присматривалась. Энтузиазм молодых актеров был так неукротим, что они сами, своими силами, сотворили однажды спектакль «Аленький цветочек». Сами делали декорации, «придумывали чудеса», а Люба, играя Бабу Ягу, вылетала из-за кулис на веревке и так через всю сцену. Была она пластичная, гибкая, любила заниматься в балетном классе. И преуспела в этом. С особым теплом вспоминает балетмейстера И. Брижинского, который поручал ей партии в балетных спектаклях. Она танцевала Гудулу в «Эсмеральде», старую жену в «Бахчисарайском фонтане», Варвару в «Докторе Айболите», маму в «Шехерезаде».
Случалось, она играла старух, хотя было ей в ту пору 24—25 лет. Так, однажды Г. В. Спектор поручил ей сыграть роль Гапуси в «Свадьбе в Малиновке». Была она худенькой, ее обрядили в поролоновые толщинки, которые ее «подвели» к упали прямо на сцену. Г. Спектор незаметно задвинул злосчастные толщинки ногой, а еще получился казус: Гапуся уносила Яшку на плече, сцена была недостаточно отрепетирована, актриса присела, как просил режиссер, сам разбежался для прыжка... Когда она оглянулась, только одни его ноги торчали из-за кулис. Он ее пожурил за это, но очень добродушно: «Эх, ты, опозорила главного режиссера».
Были и срочные вводы, когда надо было заменить заболевшую актрису. В одних чулках, почти босиком, поехала однажды заменять актрису Любовь Портнову в роли Агаты в «Черном драконе». То же самое произошло в другом спектакле — «Черная береза», благо все роли Люба знала наизусть, была, что называется, всегда готова...
А о самой первой роли в Северском театре вспоминает как о первом рожденном ребенке. Это была Карина в оперетте Ф. Эрве «Мадмуазель Нитуш». Люба сама ее подготовила. Волнуясь и дрожа, подошла все к тому же режиссеру и попросила её работу посмотреть. Тот согласился, принял актрису в своем кабинете, сам подыгрывал за партнеров, а в одно из воскресений торжественно объявил ей, что она может сыграть роль. От радости с ней была истерика... Любит актриса и роль Ванды-индианки, в спектакле «Роз-Мари», в котором ей нужно было исполнять «тотем» — танец живота. Балетного класса не было, зеркал тоже, зато балетмейстер, все тот же Брижинский, дал ей книги, по которым она должна была самостоятельно выучить этот танец. И она это сумела сделать. Ее актерскому патриотизму можно долго удивляться. Будучи на гастролях, в Асино, она пять дней спала в специальной краске — «морилке», чтобы соответствовать характеру и роли индианки... А на самом деле просто актерам негде было помыться. Врачи удивлялись, как она тогда не заболела. Ей помогало хорошее окружение, добрая атмосфера.
Здесь в театре она устроила свою личную жизнь. Судьба свела ее с Борисом Киселевым, который был в то время очень стеснительным юношей. Он ухаживал за Любой и иногда передавал ей записки. А однажды, 30 декабря 1963 года, ее подруга, актриса Надя Гордиенко, торжественно объявила ей о том, что сейчас они все трое: Люба, Боря и Надя идут в ЗАГС. Она вспоминает этот день как самый светлый в жизни. А 31 декабря была свадьба, которая совпала со встречей Нового года. И это было знаменательно. А потом родилась дочь Ксюша, которая, как и все дети актеров, выросла в театре.
Всю жизнь Любовь Васильевна любила принимать гостей, она мастерица готовить, что-то свое выдумывать. Любит отдыхать на юге, там она ставит спортивные рекорды, вспоминает свою юность, когда была чемпионкой Украины по метанию копья. На юге она неистово «качала здоровье»: тренажеры, плавание, зарядка, бег. А дома — поддержание формы, диета, отсутствие сладкого, тренинг. Как человек и актриса, Любовь Васильевна сожалеет об утрате театральных традиций, о том, что молодежь сейчас порой считает себя уже сложившимися актерами, хотя еще мало что умеет.
С удовольствием вспоминает режиссера Павла Михайловича Саблина, с которым было интересно работать, он, по ее мнению, хорошо знал всех актеров и ставил добротные спектакли. Как о великолепном дирижере она говорит о В. В. Маймескуле, отмечая его талант и готовность всегда прийти на помощь актеру.
Театру отданы лучшие годы ее жизни, здесь сыграны замечательные роли: стильной Анжелы в «Поцелуе Чаниты», словоохотливой Гапуси в «Свадьбе в Малиновке», эксцентричной Стуловой в «Возрасте женщины», бесшабашной Анфисы в «Сладкой ягоде», доброй Семеновны в «Бабьем бунте», любопытствующей Серафимы Павловны в «Дачном романе», человечной Элене в «Невесте из Имеретин» — всех и не перечислить! Особенно дороги эти роли ей.
Рассказывая историю творческой биографии этой удивительной актрисы, ловишь себя на мысли, что, по сути, отражаешь в большей или меньшей степени историю всего театра, так тесно здесь все переплетено. Без ветеранов, без бережно сохраняемых традиций не было бы тех, кто стоит сегодня на этой сцене. В сохранении и поддержании театральных традиций видит Л. Харитонова завтрашний день театра...



Используются технологии uCoz