Юлия Студенникова
"ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ ГОСПОЖА УДАЧА"
"Новое время" № 25 22.06.2000

Говорят, если чего-то очень сильно захотеть, то всего можно добиться. Независимо от того, что порою жизнь, бросает нас в такие ситуации, находясь в которых не всегда понимаешь, чем они в итоге обернутся - неприятностями или, наоборот, удачей.
Именно такое событие много лет назад как раз и произошло с артистом Северского музыкального театра Вячеславом Михайловичем Ланцетти. Родился он в театральной семье (отец Вячеслава - дирижер и скрипач Хабаровского театра оперетты, мать - артистка хора в том же театре). Вячеслав с детства пошел по стопам родителей. Мама мечтала видеть сына профессиональным музыкантом, поэтому отдала его учиться в муз.школу по классу скрипки. Возможно, мы никогда не узнали бы артиста Ланцетти, а знали бы Ланцетти-музыканта, если бы не одна, в общем-то, неприятная случайность. Однажды в школе на уроке труда Вячеславу электрическим рубанком отрезало кончик указательного пальца на левой руке. И карьера скрипача стала для него недоступна. Правда, для него самого в этом большой трагедии не было, а вот мама переживала.
Вячеслав же твёрдо знал, что рано или поздно, но в театр он, тем не менее, всё равно придёт. Закончив школе, он действительно сразу идет работать в театр... электриком-осветителем. Параллельно учится на актерском отделении в училище. Оттуда его со второго курса призывают в армию, в ракетные войска. Кстати, о своей службе в рядах Советской Армии Вячеслав Михайлович вспоминает с удовольствием и только пожимает плечами, когда слышит современные рассуждения о царящем там беспределе и дедовщине.
- Дедовщина у нас, конечно, была, - рассказывает Вячеслав Ланцетти,
- но, если можно так выразиться, она была творческой. Мы торжественно отмечали переход с одного года службы на второй, со второго на третий - наш призыв был последним из тех, кому пришлось служить не два года, а три. Ни о каких издевательствах у нас и речи не было. Может быть, конечно, нам просто повезло.
Однако совсем не повезло Вячеславу Михайловичу, во всяком случае, на первый взгляд, когда он вернулся из армии домой, в Хабаровск, и узнал, что актерское отделение по специализации оперетта, на котором он учился, расформировали. Оставалось, правда, драматическое. Но для Вячеслава Ланцетти театр ассоциировался только с опереттой. Ведь именно рядом с этим видом театрального искусства он рос с самого детства. Именно этот «легкий жанр» был для него самым любимым и отнюдь не казался тогда, да и не кажется сейчас, легким. Скорее наоборот.
Уехать учиться в другой город Вячеслав Михайлович не мог - его заработок (он опять работал в театре осветителем) был ощутимой финансовой подмогой в семье.
- Была, правда, у нас с другом, одна попытка поступить в театральный институт, - вспоминает артист, - будучи летом на гастролях во Владивостоке, мы решили попробовать свои силы просто так, ради интереса. И поступили. Но мне пришлось вернуться домой, в Хабаровск. Там я начал учиться в музыкальном училище на отделении ударных инструментов. Но всегда, во время спектакля, сидя за своим инструментом в оркестровой яме, я гораздо чаще смотрел на сцену, чем на дирижера. За что, естественно, периодически получал от него нагоняй. Но, как уже было сказано в начале материала, если мечта по-настоящему сильна, то ей суждено сбыться. Первый опыт игры на профессиональной сцене произошел у Вячеслава Ланцетти, в общем, случайно. В театре собирались записывать на радио спектакль «Восемнадцать лет», и вдруг неожиданно заболел один из актеров. Запись срывалась. И тогда Вячеслав Михайлович, набравшись смелости, решил предложить свою кандидатуру вместо заболевшего актера. Все получилось без сучка и задоринки.
А потом Вячеслав Ланцетти уехал в Казахстан, в город Тимиртау, где открылся новый театр оперетты, и куда его пригласили работать барабанщиком (во всяком случае, он думал именно так). Но потом выяснилось, что там ждали артиста, а не музыканта. К счастью, режиссер театра Вадим Борисович Григорьев параллельно вел в местном училище курс актерского мастерства и предложил Вячеславу Ланцетти у него учиться. Так Вячеслав Михайлович, наконец-таки, получил профессиональное актерское образование.
- Когда учеба закончилась, мне вдруг подумалось: «А как на меня теперь будут смотреть в театре? Как на новоиспеченного актера или как на бывшего барабанщика?» Ни то, ни другое меня не устраивало. Поэтому я решил пойти работать в коллектив, где меня никто бы не знал. И там уже попытаться доказать, что я чего-то стою как артист. Я написал письма в Оренбургский и в Кемеровский театры оперетты, и с обоих мест мне пришли приглашения на работу. Выбрав Оренбург, я вместе с женой, тоже артисткой, поехал туда.
Кстати, супруга Вячеслава Михайловича, Галина Васильевна, с которой он познакомился в Тимиртау, была приглашена работать во вновь образовывающуюся труппу из Новосибирского театра. Так что в некотором роде она наша землячка. Галина Васильевна, можно сказать, как настоящая декабристка, следовала за своим мужем повсюду. Сначала из Тимиртау в Оренбург, а потом из Оренбурга в Северск.
Когда Вячеслав Ланцетти решил ехать работать в Северск, режиссёром в театре был человек, с которым работала еще его мама - Игорь Львович Орловский. По словам Вячеслава Михайловича, это была не просто талантливая личность, это был прекрасной души человек. К сожалению, в Северске Вячеслав Ланцетти его уже не застал.
Тем не менее, приехав в театр в 1986 году, он сразу, как говорится, с головой окунулся в работу. Как раз намечались гастроли по Дальнему Востоку, и Вячеслава Михайловича начали немедленно вводить практически во все спектакли театрального репертуара.
Его опереточное амплуа - характерный актер, комик, простак. В детских сказках ему, как правило, доставалось играть отрицательных персонажей, злодеев. Но поразительно то, что все его злодеи очень обаятельны и абсолютно не страшны. Как говорит сам Ланцетти, в свое время этому его учили и Орловский, и другой режиссер, которого он помнит и очень уважает, Исаак Львович Берлянд. «За хорошо сыгранного злодея, - говаривали они, - актер даже может получить от детей цветы. То есть в итоге им он может понравиться намного больше, чем положительный герой». Случилось, правда, Вячеславу Михайловичу сыграть однажды и положительного героя - кота Леопольда.
- Но я всегда знал, что мое амплуа - комик, - говорит Вячеслав Михаилович, - и поэтому всегда с большим вниманием присматривался к тому, как работают признанные гении этого жанра: Игорь Юрьевич Войноровский, например. Да что говорить, иногда просто на улице можно подсмотреть за случайным прохожим такое, что потом многие удивляются: - откуда ты это взял? На мой взгляд, именно в комической роли есть гораздо больше возможностей для творчества. Герой же, как мне кажется, однозначен и прямолинеен: если он любит, так любит, если страдает, так страдает.
Видимо с тем, что амплуа комика - настоящее призвание Вячеслава Ланцетти, согласны многие. Иначе, наверное, не получил бы он вместе с народным артистом России Борисом Киселевым губернаторскую премию «Маска» на последнем областном театральном конкурсе в номинации «Лучший актерский дуэт». Их совместная работа в оперетте «Король карнавала - граф Люксембург» запомнилась всем, кто видел этот спектакль, несмотря на то, что на сцене эта пара находится вместе совсем недолго. После премьеры многие были уверены, что роль Клементины сыграна женщиной, большинство считало, что ее мастерски исполнила актриса нашего театра Любовь Харитонова. Говорят, даже ее подруги звонили ей и поздравляли с успешно сыгранной ролью. А ведь Вячеславу Михайловичу в этом спектакле даже пришлось пойти на некоторые жертвы - сбрить усы, которые он долгое время носил.
- Успех всего спектакля в целом или его отдельного эпизода во многом зависит от того, как сыграются актеры на сцене, - говорит Вячеслав Михайлович, - играть с талантливым партнером - одно удовольствие. Даже если во время спектакля неожиданно забудешь текст, и такое случается, то стоит только взглянуть на партнера, и сразу вспоминаются все слова, когда видишь его мимику, смотришь в его глаза. Борис Николаевич Киселев как раз такой актер, с которым очень удобно работать. В оперетте вообще все действие строится на совместной игре партнеров. Это только в драматическом спектакле ценятся монологи.
К слову сказать, актерский дуэт Бориса Киселева и Вячеслава Ланцетти в «Графе Люксембурге» был уже не первым опытом их совместной игры на сцене с переодеванием одного из актеров в женщину. Незадолго до этой постановки, (в театре тогда еще не знали, что Инара Гулиева будет ставить эту оперетту Легара), проходил творческий вечер Светланы Скоровой и Василия Ткаленко. Чтобы поздравить эту актерскую пару как-нибудь по-особенному, Борис Николаевич и Вячеслав Михайлович вышли на сцену пародируя один из номеров своих коллег. Первый изображал Ткаленко, второй Скорову. Надо сказать, что сцена эта имела большой успех.
- Ну а от режиссера в работе над спектаклем тем более зависит очень многое, - продолжает Вячеслав Ланцетти, - большое счастье, когда в процессе работы возникает взаимопонимание, когда хорошо чувствуешь, чeгo хочет от тебя режиссер и чего хочешь ты сам. И здорово, когда эти желания совпадают. Московский режиссер Инара Александровна Гулиева, которая ставила «Графа Люксембурга», работает с нашим театром давно и знает нас всех как облупленных.
Вообще Вячеслав Ланцетти убежден, что с театральной труппой должен работать один постоянный режиссер. Вспоминая всех тех, с кем довелось ему поработать за долгие годы в театре, Вячеслав Михайлович особенно теплыми словами отзывался об упомянутом уже Берлянде, режиссере и драматурге, которого хорошо знают в России, о Бруштейне и Печорской. А, называя свои любимые роли, он не мог не вспомнить режиссера Гвоздикова, который поставил в Северске «Женихов» Дунаевского и где актер сыграл Гробовщика. Эта роль, особенно дорога ему, прежде всего потому, что, примерив ее на себя, актер сразу почувствовал: она создана именно для него. И когда режиссер сам предложил ему роль Гробовщика, то Вячеслав Михайлович с удовольствием согласился. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Даже наоборот, чаще актерам приходится играть ту роль, на которую их назначают. И тут уж будь добр, покажи себя мастером и сыграй так, чтобы все поверили в твою искренность. Это умение и называется актерским мастерством. Бывает, правда, что вживешься в роль и сыграешь ее мастерски, а зритель этого не оценит просто потому, что роль была не главной. Такое случилось и с Вячеславом Михайловичем в «Баядере». Этот спектакль на северской сцене ставили целых три раза и все разные режиссеры. В одной из постановок, которую делал режиссер Бойцов, в финальной, очень драматичной сцене актеру показалось, что если он заплачет вместе с главной героиней, то это произведет еще большее впечатление на зал. Заплакать он смог, но, к сожалению, его слез не заметили зрители - слишком уж увлечены они были переживаниями главной героини... Такие роли Вячеслав Ланцетти считает не то что не любимыми, но немного неблагодарными.
- При всех тех проблемах, которые театр переживает сегодня, я, тем не менее, останусь, предан ему до конца. Хотя, честно скажу, для своего сына я не хотел актерской судьбы. И когда после школы для него настало время выбирать будущую профессию, я сказал: «Актеров в нашей семье уже достаточно. Поступай в какой-нибудь другой вуз». Всеволод выбрал ТГАСУ. В этом году как раз его заканчивает. Надеюсь, что в своей профессии он будет счастлив. Нам же остается только продолжать фанатично служить искусству Мельпомены. И верить, что зритель будет ходить в театр и любить его. А мы будем стараться играть для него так, чтобы эта любовь не погасла.
Напоследок я спросила у Вячеслава Михайловича, есть ли роли, которые им еще не сыграны, но которые ему очень хотелось бы сыграть.
- Я с удовольствием сыграл бы Сапуна Тюфякина в «Девичьем переполохе» Милютина. Когда-то, правда, я уже работал эту роль, но сыграл бы ее снова. Да, боже мой, даже в последней нашей премьере, «Граф Люксембург», я хотел бы сыграть роль графа, сыграть так, как вижу ее я.
Ну, что ж, возможно, Вячеславу Ланцетти еще предстоит сыграть свои лучшие роли. Несмотря на то, что им уже сыграно на сегодняшний день немало достойных и ярких ролей. Актер всегда остается «голодным» до новых ролей, ему всегда хочется играть еще и еще, на то он и актер. Хотелось бы верить, что роли, которые предстоит сыграть Вячеславу Михайловичу, будут такими же неподражаемыми и колоритными, как его последняя работа в этом завершенном уже театральном сезоне - 2000.

Используются технологии uCoz