"ОН БЫЛ ДАЖЕ КЛЕМЕНТИНОЙ"
Александр Триханов
"День добрый" 17 января 2004 года.




Трудно сказать, кем мог бы стать Вячеслав Ланцетти, если бы его детство не прошло за кулисами Хабаровского театра музыкальной комедии. Отец-дирижер поощрял увлечение музыкой, научив его играть на различных инструментах.
Детскую музыкальную школу Вячеслав Ланцетти окончил по классу скрипки. Но, поскольку мать была характерной актрисой, Слава мечтал стать актером оперетты. Причем актером характерным. От родителей он часто слышал о том, что именно в комических ролях гораздо больше возможностей для творчества. Естественно, что после окончания школы Ланцетти поступил на театральное отделение Хабаровского училища искусств.
Отучился там год, и в его судьбу вмешалась армия. Служил Вячеслав радиотелеграфистом, был начальником батальонной радиостанции в звании сержанта, предварительно окончив восьмимесячную "учебку". Но творчество не бросал. Играл на барабане в армейском ансамбле, вел концерты в качестве конферансье.
А дома его ждал сюрприз. Пока Ланцетти исполнял гражданский долг, актерское отделение в Хабаровске было закрыто. И Вячеславу пришлось оканчивать отделение ударных инструментов. Но нет, худа без добра. Уже со 2-го курса его пригласили играть в оркестре театра музыкальной комедии, и после окончания училища Ланцетти еще восемь лет отработал в этом оркестре.
В то время в хабаровском театре работали родители известного тенора - народного артиста России Вячеслава Вайнаровского, а вместе с будущей знаменитостью Ланцетти учился в училище искусств.
Через какое-то время Вячеслав Михайлович принял приглашение главного дирижера только что открывшегося Карагандинского театра музыкальной комедии поработать в оркестре. Именно главный режиссер этого театра В. Григорьев, до этого трудившийся в хабаровском театре и знавший о давней мечте Вячеслава играть на сцене, порекомендовал ему поступить на отделение актеров музыкальной комедии местного музыкального училища.
После окончания училища, в 1980 году, Вячеслав Ланцетти был распределен в Оренбургский театр музыкальной комедии. Таким образом, актерский дебют Ланцетти состоялся на тридцать седьмом году его жизни - в спектакле "Стряпуха", где он весьма удачно исполнил роль Пчелки. Так воплотилась его заветная мечта о сцене.
До сих пор Вячеслав Михайлович с благодарностью вспоминает творческих руководителей карагандинского театра - за приглашение. И преподавателей музыкального училища - за то, что поверили в его склонность к характерным ролям. Если бы этого не было, то пришлось бы Вячеславу до сих пор сидеть в оркестровой яме, а мы, зрители, так и не насладились бы великолепной игрой комика Ланцетти.
Этот актёр большой мастер смешить зрителей и забавной походкой на сцене, и опереточным голосом, и манерой общения с партнёрами и партнершами. Вот уже 18 сезонов он радует поклонников легкою жанра в Северском музыкальном театре. Первой его ролью в театре бывшего "почтового" была роль Анучкина в мюзикле "Ах, карусель, карусель" по мотивам комедии Н.Гоголя "Женитьба" композитора В. Комарова.
За эти годы Вячеслав Ланцетти, оставаясь верным своему амплуа комика, сыграл роли в74 постановках, среди которых 19 концертов и 17 детских сказок. Любимое амплуа за артистом Ланцетти, в северском театре надежно закрепилось и нашло всеобщее признание. Вячеслав Михайлович целиком согласен с мнением знаменитого артиста Григория Ярона о том, что настоящий комик должен уметь рассмешить любого зрителя.
Ланцетти не упускал предоставленные судьбой возможности сыграть и роли простаков. В северском театре такими ролями оказались Стефан в оперетте "Цыганский барон" и Семка в музыкальной комедии "Бабий бунт". Как и у любого актера, у Вячеслава Михайловича имеются работы особенно им любимые. В "Королеве чардаша" он создает образ импозантного, кичащегося своим древним княжеским родом князя Леопольда Воляпюка, за внешним лоском которого скрывается пустой, вздорный человек. Судья Карнеро из "Цыганского барона" - плешивенький забавный старикашка, погнавшийся за богатым приданым молоденькой дочки свиновода Зупана. Артист вместе со своими партнершами Аллой Зориной и Натальей Сочневой великолепно использует возрастное несоответствие "жениха" и "невесты". Посол Зетта в "Веселой вдове" темпераментно, но бестолково пытается выполнить "секретное" поручение своего правительства - спасти "золотой запас" своей маленькой родины, двадцатимиллионное состояние богатой вдовы Ганны Главари (заслуженная артистка России Нина Горбунова).
Роль гробовщика в "Женихах" актер создает в остросатирическом плане. Трактирщица (Татьяна Королева) еще не успела похоронить мужа, как около нее стали увиваться женихи. Среди которых оказывается и гробовщик - напористый, циничный, на все готовый, чтобы только завладеть рукой и сердцем вдовы, а самое главное -"трактирным заведением". Над тем, как гробовщик снимает мерки для будущего гроба своей "возлюбленной", зрители просто падают от хохота. В "Мистере Икс" Пуасон-Ланцетти преданно и забавно служит своему барону (Николай Климаков), стремящемуся изо всех сил покорить героиню. С большим мастерством артисты проводят сцену, в которой звучит сакраментальное: "Если женщина говорит "нет", то это означает "может быть"; если она говорит "может быть", то это означает "да"; если же она говорит "да", то она - не женщина".
В арсенале Вячеслава Ланцетти - гротеск, буффонада, маски, некоторое чудачество. Появление актера на сцене создает в зале атмосферу мягкого юмора и приятных ожиданий. И зрители практически всегда провожают мастера дружными, благодарными аплодисментами.
Иногда хорошего актера сравнивают с каким-нибудь мэтром оперетты. Кто видел на сцене Вячеслава Ланцетти, может подтвердить: трудно подобрать среди отечественных мастеров этого жанра кого-то, кто хоть отдаленно бы походил на него. Кстати, сам Ланцетти придерживается убеждения, что любого актера не следует сравнивать с другим актером: каждый из них - индивидуальность.
Известно, что Вячеслав Михайлович - прекрасный партнер. Это могут подтвердить т актрисы театра, и его коллеги-мужчины. Ланцетти вместе со своим другом и постоянным партнером Анатолием Лившуном относятся к самым заядлым импровизаторам, которые могут найти выход из любой нештатной ситуации. Комику, простаку и вообще характерному артисту надо постоянно находиться в полной готовности, чтобы удачно среагировать на непредвиденные действия партнера или партнерши.
У Ланцетти всегда было искреннее желание освоить побольше артистических красок. Может быть, поэтому он никогда не отказывается от других ролей в одном и том же спектакле. Более того - иногда даже сам предлагает свои услуги режиссеру. Однажды был случай в оренбургском театре, когда буквально за 20 минут до открытия занавеса Ланцетти пришлось выручать неожиданно заболевшего актера. Конечно, спектакль должны были отменить, однако зал был полным, и Вячеслав рискнул. Зрители заметили подмену, но спектакль был принят на ура.
Особняком в ряду работ актера стоит роль в спектакле "Король карнавала - граф Люксембург". Ланцетти сыграл роль престарелой, десять раз овдовевшей графини Клементины. Обычно эту роль играют актрисы. В первой постановке оперетты в северском театре роль Клементины прекрасно играла знаменитая Лидия Данилова, которую до сих пор с любовью вспоминают преданные поклонники театра. Режиссер второй постановки, заслуженная артистка России Инара Гулиева "попала в десятку", доверив роль Вячеславу Ланцетти. Общее признание того, что артист - талантливый комик, было подтверждено еще раз, и, самое важное, официально, на областном театральном конкурсе "Маска-2000". Он вместе с народным артистом России Борисом Киселевым тогда получил премию в номинации "Лучший актерский дуэт".
Доподлинно известно, что многие поклонники артиста на ближайших застольях стали ему подражать в знаменитом возгласе: "Налейте!". А вот коллеги актера в одном из спектаклей решили подшутить над ним, налив в фужер для предпоследнего тоста настоящей водки. Как-то так получилось, что артист заметил подмену в конце "осушения" фужера. И подумал, было о том, что лучше бы отменить последний тост. Но чувство долга, ответственности и вера в свои Силы взяли верх... Кстати, Вячеслав Михайлович сам однажды подобным образом пошутил над своим партнером в спектакле "Летучая мышь". Но его шутка была более безобидной (сухое вино).
Между прочим, в жизни Вячеслав Ланцетти совсем не похож на своих героев. Это серьезный, скромный, стеснительный человек, заботливый отец. Мужчина, который не боится возраста: в самом деле, что это за цифра - 60? Это просто новая возрастная категория! Сегодня Ланцетти жалеет только об одном - о том, что поздно, только в 36, стал актером оперетты...

Используются технологии uCoz