Заслуженный деятель искусств России и Бурятии В.В.Маймескул 

Наш легендарный художественный руководитель и главный дирижёр. О нём словами Моэма: «Чего он не знал о театре, того и знать не надо…» Интеллигент, человек энциклопедических знаний, бесподобный рассказчик и собеседник. Он находил общий язык со всеми, кто работал в театре, и каждый знал, что он тоже очень важное звено театра и чувствовал себя членом одной большой театральной семьи. Где старшим был Маймескул по должности и по праву огромного опыта, таланта и авторитета в театральном мире. О нём, единственном человеке из нашего театра, есть статья в БЭС.


Людмила Горбунова:
"О многообразных аспектах деятельности главного дирижера театра, заслуженного деятеля искусств России и Бурятии Владимира Васильевича Маймескула, можно говорить очень долго и много. Он был членом общества «Знание», опытным пропагандистом музыкального искусства, и руководителем постоянно действующего семинара по эстетике, деканом Университета культуры, словом, этот перечень можно было бы продолжать еще, но хочется рассказать о главном — его страстной увлеченности музыкой. Сегодня Владимира Васильевича нет с нами, но жива память тех, кто с ним работал.
... Сосредоточенно и требовательно ведет репетицию дирижер. Партитура изобилует развернутыми, сложными оркестровыми номерами. Уточняются темпы, корректируется динамика, проверяется соотношение звучания отдельных групп инструментов. Восьмая цифра. Еще раз...
Обращает па себя внимание руководство коллективом, способность дирижера мобилизовать всех исполнителей. Наблюдать за этой умной, целенаправленной работой очень интересно.
На репетициях оркестр пытается добиться «почти сверкающего» звучания... ... Было интересно понаблюдать за дирижером и во время спектакля. Дирижерский язык Маймескула — это видимая музыка. Оно может быть ласковым, игривым, скорбным, вопрошающим. Каждую свою мысль, каждое намерение он е абсолютной определенностью доводил до музыкантов, играющих и поющих под его управлением. Свобода и точность дирижерского языка —отличительная способность его школы...
Еще студентом Саратовской консерватории молодой музыкант пробует силы, начинает свою деятельность в Саратовском театре оперы и балета имени П.Чернышевского. Здесь он набирает опыт, пытается интерпретировать и активно пропагандировать отечественную и зарубежную музыку.
С 1951 по Ь958 год Владимир Васильевич Маймескул — дирижер ордена Ленина Бурятского театра оперы и балета. В этом театре он проявил себя многообещающим специалистом. И вскоре после этого Маймескула назначают главным дирижером. Пять лет работы - и новая веха в творческой биографии Маймескула. Он становится главным дирижером и художественным руководителем Бурятской государственной филармонии.
За многогранную творческую и общественную работу в Бурятском театре оперы и балета Маймескулу присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Бурятии», а в 1965 году —почетное звание «Заслуженный деятель искусств России».
В августе I960 года Маймескул начинает работу в Северском музыкальном театре в качестве главного дирижера. Конечно, в театре существовали устойчивые традиции, определился режим и стиль его деятельности. Маймескул пробует это обновить, внести изменения в характер творческого функционирования большого коллектива. Они коснулись, в первую очередь, формирования репертуара. Тщательная подготовка спектаклей, выбор тем, их постоянная актуальность — все это вызывало зрительский интерес к спектаклям. Достаточно вспомнить такие спектакли, как «Черная береза» Новикова, «Возраст женщины» Семенова, «Сладкая ягода» Птичкина, «Товарищ Любовь» Ильина. Дирижер предпочитал отклонить сочинение художественно-неполноценное, дабы не дискредитировать саму идею современного музыкального спектакля.
В этот период Маймескул пишет новую редакцию оперетты В. Мурадели «Девушка с голубыми глазами», он заново переписал всю партитуру композитора, дописав па материале автора ряд музыкальных номеров, так называемых «реминисценций», а также существенно переосмыслив ряд вокальных дуэтов.
В этот период он много и плодотворно работает: оркеструет и пишет музыку к концертам, создает оригинальные музыкальные произведения — симфонические сюиты «Дружба», «Счастливая юность», им написано много песенной и танцевальной музыки, получившей широкую известность.
Решающее влияние на общий подъем исполнительского уровня театра оказывает собственно искусство Маймескула. Когда он стоял за пультом, сосредоточенный, собранный, словно бы излучающий энергию высокого творческого напряжения, никто из участников не мог оставаться нейтральным к исходившим от его рук, от его взгляда мощным импульсам.
Дух творчества царил и на репетициях Маймескула. Заранее представляя себе некий идеал исполнения, тщательно рассчитав контуры интерпретируемого сочинения, он, однако, оставлял немало возможностей для импровизации, для него был характерен индивидуальный подход к композиторам. К примеру, Легар - это, прежде всего музыка. Живая, самобытная, пронизанная танцевальными ритмами, с использованием богатейшего фольклора, венгерского австрийского, славянского. И вот после тщательной, филигранной отделки, несутся в зал такие знакомые, до сих пор не потерявшие свежести мелодии.
В 80-е годы в городе начала работать народная филармония, которую возглавлял Маймескул. Появились программы, где звучали симфонические произведения, кантаты, инструментальные концерты, оперные арии — все это свидетельство незаурядного дарования дирижера.
Одной из главных задач, которую Маймескул ставил перед собой как музыкант, дирижер - это расширение возможностей гармоничной духовной жизни человека, приобщение людей всех возрастов к культурным ценностям. И, конечно, всякий раз, выступая в театре, на концертах для тружеников сельского хозяйства, рабочих предприятий, воинов, школьников, он пытался донести до слушателя все мелодичное богатство музыки.
Больше всего в актерах Маймескул ценил интеллект, их профессиональные достоинства. По его глубокому убеждению, только такой актер способен создать глубокий характер. Он ценил в вокалисте музыкальность — дар всей душой чувствовать музыку, передавать тончайшие оттенки человеческого голоса.
Он многое сделал для профессионального роста актеров. Театр за это время обращался к опере, балету. Прекрасной школой для труппы стали постановки оперы «Травиата», балетов «Новеллы о любви», «Фея кукол». За 19 лет работы в Северском театре им накоплен большой репертуар. В. Маймескул участвовал в постановках почти всех оперетт Кальмана, Штрауса... И если апеллировать к цифрам, то в творческом багаже дирижера около 150 названий опер, балетов, оперетт русских, зарубежных композиторов и симфонических произведений.
В. Маймескул выступал и с Томским симфоническим оркестром, он продолжал писать песенную музыку и сочинял оригинальные детские оперетты. На сцене Северского театра успешно шла его детская сказка «Новые приключения Буратино». В. Маймескул вел большую работу, часто выступал с лекциями, концертами перед рабочими, студенчеством, тружениками села.
Богатейший опыт, энергия и активная творческая устремленность — вот что в глазах коллег придавало ему несомненный авторитет и уважение. В жизни это был остроумный и живой собеседник, он писал прекрасные стихи, был заводилой, душой актерской компании, знал немало интересных театральных историй и курьезов. Несмотря на огромные знания и эрудицию, доступен, демократичен в общении. Работалось с ним легко, хотя он был требователен. Иногда его любовно называли: «Цицерон Вы наш». В ответ он, как всегда, шутил... Он и Юлия Семеновна Семенова, его жена, были прекрасной парой, и в их доме часто бывали актеры. Одно время Владимир Васильевич был уполномоченным Северской секции Союза театральных деятелей, вел общественную работу. К нему часто обращались за советом или за помощью. Он никогда не отказывал в них людям. Награжден многочисленными орденами и медалями".

Используются технологии uCoz