Сергей ДАВЫДОВ
"Московский комсомолец в Томске" № 50 (598)



На Дерибасовской хорошая погода
Коренной одессит, театральный художник, предпочел дарить эмоции жителям Северска.



- Море. Воздух. Солнце. Одесские дворики, одесский жаргон. Запахи жареных бычков и каштанов. Тенистые платаны. Люди на улице, в трамвае, в троллейбусе. Одесский юмор. Это все во мне, - рассказывает коренной одессит Виктор Акимов. - И от этого не избавиться. Все то, что созревало во мне, как в художнике, пришлось именно на одесский период.
Мы сидим в кабинете главного художника северского музыкального театра, за окном крупными хлопьями валит снег, а он с легким налетом грусти вспоминает Одессу.
- В Одессе всегда было весело. Жизнь бурлила. В городе четыре замечательных театра, где проходили лучшие спектакли и выступали лучшие актеры. Постоянные премьеры. Встречи со знаменательными людьми. Наверное, это и стало предопределяющим всей моей жизни.

Ружье обязано выстрелить.
Роскошные костюмы прошлых столетий на фоне бархата, балюстрад и бронзовых подсвечников; парубки в расшитых рубахах у хохлятской мазанки; японские гейши среди тонких полупрозрачных перегородок; дымковская игрушка в опере. Что это? Это - Его Величество Театр.
Думаю, не будет преувеличением, если сказать, что каждый из нас хоть раз в жизни был в театре. Но и этого достаточно, чтобы навсегда запомнить те чарующие и волшебные минуты перед началом спектакля, когда занавес еще опущен. Легкий шум входящих в зал зрителей, в оркестровой яме музыканты настраивают инструменты, негромкие разговоры, шелест программок, во всем этом присутствует непонятная торжественная помпезность. И вот, - гаснет свет, занавес падает, и первое, что видит зритель на сцене - декорации. С первых секунд он понимает, в каком времени, и где находится. Выходят актеры, и зритель словно растворяется в происходящем действе.
«Оформить спектакль», - говорит главный художник северского театра Виктор Акимов. - Это в корне не верное выражение. Театральный художник или художник-постановщик, он в спектакле играет. Он играет наравне с режиссером, наравне с актерами. Ведь зачем люди идут в театр? В первую очередь за эмоциями. И основная задача художника-постановщика помочь режиссеру выразить то, что он задумал. В декорациях, в костюмах, в инженерных решениях».
Театр - не кино. Взгляд театрального зрителя не должен распыляться по сцене, все должно быть максимально сконцентрировано на актерском мастерстве и напряжении постановки. Это ремесло режиссера. Но обязанность художника-постановщика подчеркнуть накал визуально.
«Если сцена технически оборудована, - подтверждает Виктор Акимов, - это полный простор для фантазии. Делал в Иркутске «Каменного гостя», так там падение Командора с Дон Жуаном в ад, получился просто фантастическим. С дымом, с красной мерцающей подсветкой. Для зрителей это было очень впечатляюще».
Известная фраза: «Если ружье висит на стене, то в конце оно должно выстрелить» относится именно к гениальному решению театрального художника-постановщика. Когда в апофеозе всем становится понятным, почему оно висело. Об этом говорил и Константин Сергеевич Станиславский: «Театральный художник, в известной степени, сорежиссер спектакля».
«Мое взаимодействие с режиссером начинается с первой минуты, - соглашается главный художник северского театра. – За 30 лет работы в театре были режиссеры, которые давали наводку, и принимали или не принимали идею. Были режиссеры, знающие веховые, необходимые ему детали. Вокруг, пожалуйста, «городи» что хочешь, но вот чтобы «это» было обязательно. Бывает, что, прочитав произведение и вдохновившись, идеи начинают фонтанировать из меня, и режиссер соглашается».

Музыка и муза.
Дочери Зевса и Мнемосины для творческого человека всегда были астральными проводниками мысли. Будь то поэт, художник, музыкант. Необъяснимая нить связывает этих людей с потусторонним и недосягаемым. Внезапный всплеск эмоций внезапно приобретал вид шедевра, которым восхищаются столетиями. Геродот, Шекспир, Да Винчи. В любом произведении присутствует музыка. Музыка поэзии. Музыка каждого штриха великого художника.
Музыка. Единственное, что ставит в определенные рамки полет фантазии режиссера и театрального художника в современном театре.
«Мы не можем из Штрауса сделать драматическое произведение, - разводит руками Виктор Акимов. – Мы подстраиваемся к нему, потому что он, как бы изначально режиссер действа. Можно варьировать, что-то изменять, но он все равно будет искриться брызгами шампанского. Да, существуют гениальные режиссеры, которые трансформируют классику, но здесь следует быть настолько тонким эстетом, чтобы не испортить произведение, не напакостить. Передать свое мировоззрение так, чтобы не нарушить целостность настроения автора. А с другой стороны, эпатаж имеет короткий век, а тот же Штраус вечен».

География.
Имя театрального художника Виктора Акимова известно далеко за пределами Северска. Барнаул, Кемерово. Частый гость в Иркутске. Красноярская и Челябинская опера. Ростов на Дону, Новгород.
«Чем для театрального художника прекрасны выезды, - объясняет Виктор Акимов. – Это смена определенных стереотипов, возможность узнать что-то новое. Поработать с профессионалами высочайшего класса».
Очень много северский художник сделал и для Томска. Он работал над постановкой практически всех конкурсов «Алиса», а там помимо декораций еще порядка 70-80 костюмов. Принимал участие в постановочной части юбилейных мероприятий «Томск-400». Неоднократно к его таланту прибегали томские театры.

Один за всех.
Общаясь с Виктором Акимовым, невольно начинаешь понимать, что работа театрального художника это не красиво нарисованная декорация, идеально подчеркивающая сценарный сюжет; театральный художник, не побоюсь эпитета, – это целая философия. Причем, красиво нарисованная декорация, совершенно не прерогатива главного художника. Для этого есть декораторы и бутафоры, которые воспроизводят в жизни все его идеи. В больших театрах присутствует целая иерархия художников: - главный художник, художник-постановщик, художник по костюмам, художник-конструктор, художник по макетам, ассистенты художников. В Северске он один за всех. Немного бутафор, немного декоратор, немного костюмер, немного инженер. Сам рисует, пилит, вырезает, паяет, клеит. Сам чертит чертежи. Сам контролирует работу цехов. И не видит в этом ничего зазорного. Такую практику он прошел еще в театре Ленкома, и считает ее лучшей в жизни.
Но кроме умения рисовать, театральный художник должен знать историю быта народов, историю костюма, национальные особенности. Театральный художник обязан обладать креативным и ассоциативным мышлением. Он должен чувствовать пространство, и параллельно понимать, что театр на земле. И быть тонким психологом.
«Театр, - констатирует Виктор Акимов, - не доходное предприятие. Скорее всего, убыточное. Но есть масса старинных театральных рецептов, как, например, обычную мешковину превратить в дорогой бархат. Мешковина это просто находка для театрального художника. А настоящий классический черный бархат, вообще, для театра уникальный материал. С его помощью можно создать массу театральных эффектов. К примеру, иллюзорный темный кабинет с неожиданным возникновением персонажа. И есть масса современных материалов, которые на сцене смотрятся просто фантастически.
Но мы не должны обмануть ожидания зрителя, - продолжает художник. - Отношение человека к жизненным ситуациям разное, поэтому театр должен филигранно балансировать между эмоциями жизни и игрой актеров».
Чтобы актер на сцене чувствовал себя совершенно свободно и естественно, даже в костюме викторианской эпохи, об этом заботиться театральный художник. Главный художник должен помнить о монтировщиках сцены, которые монтируют и демонтируют декорации. Декорация должна быть многофункциональной, легко разбираемой и перемещаемой. Декорации изготавливают декораторы. По чертежам главного художника. И так далее.

В семье не без урода.
Даже искушенный Зритель, пришедший в театр за эмоциональным настроем, может и не догадываться, что скрывается за кулисами. А ведь театр – это не только актеры на сцене, театр - это огромный коллектив, помогающий актерам передать всю палитру таланта в зал. Удачно поставленный спектакль, является совокупной работой балетмейстера, хормейстера, дирижера, звукооператора, монтировщиков, осветителей, пошивочного цеха, бутафоров, администраторов, и других служб. Их общий труд разделить невозможно. Слаженность действий позволяет достичь в постановке максимального эффекта. Пусть даже курьезного. Виктор Акимов вспоминает такой случай произошедший в Челябинске.
«Шел «Чио-Чио-Сан». Феноменально удачная постановка. И в режиссерском, и в актерском, и в художественном исполнении. Зритель в напряжении затаил дыхание. Выходит большой мужской хор, шикарно и феерично исполняет свою часть произведения, поворачивается и уходит под музыкальный апофеоз, как … срывается падуга с тяжеленными, черного бархата, кулисами, и падает на то место, где только что стоял хор. Столб пыли, зал в едином порыве: «О-о-о!!» (ведь это ж надо было такое придумать). Музыка затихает, восхищенный небывалым эффектом зритель поднимает руки для аплодисментов, как из глубины сцены раздается крик:«Е …тв .. ать!!! Где этот, м...ак?!!»
Это театр. Одна большая семья.

Тридцать лет спустя.
30 лет. Подумать только, 30 лет коренной одессит Виктор Акимов отдал северскому музыкальному театру. И нисколько не жалеет.
«Почему Северск? – художник смотрит в окно на снегопад. – Так получилось. После окончания одесского театрально-художественного театра, я по распределению работал в днепропетровском оперном театре. Однажды к нам приехали представители северского театра и предложили поработать в Сибири. Не думаю, что, покидая Украину, я что-то потерял, мне здесь были рады».
В Северске родись дети. Сын в этом году оканчивает северский лицей, интересуется историей и экономикой. Старшая дочь Юлия, живет и работает в Москве в Театре современной пьесы.
Сам Виктор Акимов сегодня находится в прекрасной творческой форме, сожалеет лишь о нехватке времени. Раньше любил заниматься резьбой, скульптурой, шитьем. А сейчас только и мечтает о живописи.
«Мне ближе экспрессионизм Сальвадора Дали. Я чувствую, что он хотел выразить, - рассказывает Виктор Акимов, но разговор незаметно возвращается к театру. – Просто здесь театре музкомедии несколько иная форма, и я не могу этого применить. А вот в драматическом театре «похулиганить» можно смело. Там идеи возникают легко».

Творчество северского театрального художника Виктора Акимова высоко оценил и Президент РФ, присвоив недавно звание «Заслуженный художник России».

Сергей Давыдов.



Используются технологии uCoz