РЕПЕРТУАР 1958 - 2005 гг. ( Ссылки продолжения внизу )

Репертуар Северского Музыкального Театра за сезоны 1958 - 2005 годов.

УДК 782

Репертуар Северского музыкального театра за сезоны 1958¬-2005 гг. Cоставители - Триханов А.В., Триханова Н.В. 4-е дополненное и исправленное издание. - Томск: ИПФ ТПУ, 2005. - 120 с.

В сборнике приводятся репертуар Северского музыкального театра с 1-го по 47-й сезон с указанием названий спектаклей, в том числе и других, постановщиков, авторов музыки и либретто, жанров спектаклей, литературных источников, повторяющиеся постановки оперетт и музыкальных комедий, оперные, балетные, детские постановки, мюзиклы и водевили, количественные данные, алфавитный указатель, концертные номера. Для концертных номеров указываются авторы музыки. Репертуарный сборник подготовлен на кафедре вычислительной техники Томского политехнического университета и предназначен как для профессионалов, так и для любителей оперетты, в том числе для преподавателей и студентов высших учебных заведений, учащихся средних учебных заведений городов Томска, Северска и области.


Данный репертуарный сборник издан при финансовой
поддержке Администрации Томской области.



Составители – кандидат технических наук, доцент ТПУ Александр
Васильевич Триханов,
кандидат технических наук, доцент ТПУ Наталья
Викторовна Триханова.




Музыкальный
редактор-Анатолий Павлович Вергун, доктор физико-математических
наук, профессор, солист оперной студии ТПУ.
Литературный
редактор-Софья Ярославовна Ломовская, заведующая литературной
частью театра.




 Томский политехнический университет, 2005

Предисловие

Каждый театр имеет немало своих поклонников. У нашего театра к ним относятся пенсионеры - доценты Томского политехнического университета Александр Васильевич и Наталья Викторовна Трихановы, составители первого, второго, третьего и данного четвертого изданий репертуарного сборника “Репертуар Северского музыкального театра”.
Позади многие годы кропотливой работы по сбору программок спектаклей, изучению публикаций о театре в газете “Красное Знамя” с 1958 г., сохранившихся материалов в театре, многочисленных бесед с театралами, актерами, работниками театра, редакторами.
Составители снабдили сборник обозначениями, алфавитным указателем постановок, таблицей числа постановок в сезонах, общим количеством постановок за сезоны. Отражен в сборнике и богатый концертный репертуар.
Во втором издании для концертов с 39-го сезона по 42-й сезон указывались авторы музыки, выделены оперные, балетные постановки, бенефисы, творческие вечера, концерты.
В третьем издании сборника авторы добавили репертуар трех сезонов (с 43-го сезона по 45-й сезон), дополнительные концертные номера, выделили спектакли для детей и указали авторов музыки концертов всех 45-ти сезонов.
В четвертом издании присоединены репертуар двух сезонов (с 46-го сезона по 47-й сезон), дополнительные концертные номера,выделены мюзиклы и водевили.
Составители продолжили работу по отражению многогранной деятельности музыкального театра одного из закрытых городов России. Для постановщиков спектаклей и актеров этот сборник уже в течение восьми лет является практически настольной книгой.
Чувствуется огромная любовь и творческий темперамент авторов, большие возможности для детальной проработки затрагиваемых проблем.
Одному из авторов сборника, Александру Васильевичу, 26 октября сего года исполнилось 70 лет. Коллектив театра сердечно поздравляет Александра Васильевича с юбилеем, желает ему здоровья, всяческих успехов в спортивной, литературной и туристической деятельности, бодрости, оптимизма и счастья в жизни.
Дорогие наши Александр Васильевич и Наталья Викторовна! Спасибо вам за любовь, внимание, заботу и преданность нашему театру! Всегда рады видеть вас на наших спектаклях и концертах. Будьте здоровы!

Главный режиссер театра О.Портнягин

Введение

Данный информационный сборник, посвященный репертуару Северского музыкального театра за сезоны с 1958 года по 2005 год, включает в себя данные о постановщиках оперетт, музыкальных комедий, мюзиклов, водевилей, сказок, концертов, опер и балетов.
Представляется целесообразным кратко остановиться на сущности спектаклей так называемого легкого жанра и истории театра.
Легкий жанр существует для отдыха, развлечения, получения положительных эмоций. Каких-либо серьезных обобщений он в отличие от оперы обычно не преследует.
Оперетта - это праздник музыки, вокала, комедийных сцен и танца. Она является самым развлекательным музыкальным жанром. Оперетта выделяется тем, что ее драматургия должна быть музыкальной и комедийной. Эта разновидность легкого жанра зародилась в недрах комической оперы.
Оперетта пленяет нас насмешливым, острым языком и озорной песенкой
на устах, заразительными мелодиями и беспокойной сменой ритмов, легкостью и звонким блеском.
Важными составляющими оперетты являются арии, актерские танцы и балетные номера. Жанр оперетты-красочный, сочный, яркий, веселый, музыкальный. Каждый согласится с тем, что без музыки оперетта существовать не может.
По мнению королевы этого жанра Т.Шмыги оперетта является театром молодых и умеющих быть молодыми. Последнее относится прежде всего к
пожилым театралам, преданным поклонникам оперетты, тонко чувствующим сущность жанра.
Музыкальная комедия представляет собой полнокровную комедийную пьесу с достаточно большим объемом музыки. Большое место в ней занимает песня. С минимальным музыкальным сопровождением спектакль также представляет для зрителей интерес. Известны случаи, когда обычная комедия со временем превращалась в музыкальную комедию.
Принято считать, что произведения классиков легкого жанра Ж.Оффенбаха, Ф.Эрве, И.Кальмана, И.Штрауса, Ф.Легара, П.Абрахама, Ф.Зуппе, Ш.Лекока, Р.Планкета, К.Миллекера являются настоящими опереттами, а спектакли советских композиторов - музыкальными комедиями. Постановщики иногда позволяют себе музыкальные комедии ставить как оперетты.
Вопрос о том, насколько это допустимо, является дисскусионным. Не стоит скрывать и того, что многие режиссеры не обладают необходимой подготовкой, в вузах их этому не учили.
Мюзикл также относится к музыкально-драматическому жанру. Для него характерны обращения к бытующим мелодическим оборотам, трафаретам моды, доходчивым бытовым жанрам, таким красочным, как шоу, ревю, джаз, простым музыкальным формам, несложным драматическим решениям, ситуациям, построениям речи, пения, танцев. В итоге содаются благоприятные условия для легкого общения артистов со зрителями-слушателями.
Представляется, что мюзикл наиболее подходит молодым любителям театра, увлекающимся эстрадой.
В водевиле роль музыки невелика, главное в нем - драматургия комедийного характера. Часто водевили представляют собой одноактные пьесы, в этом случае в спектакле используется несколько таких водевилей.
Истинные поклонники легкого жанра обеспокоины тем, что направление мюзиклов в последнее время стало усиленно внедряться в репертуарах театров.
Дело в том, что оперетты, музыкальные комедии практически все в любом театре ставились по нескольку раз. Определенная часть зрителей да и постановщиков стала охладевать к ним.
Не так уж и редко можно слышать от том, зачем много раз смотреть и слушать известные оперетты и музкомедии. А в столицах европейских стран, в том числе и в Париже, Вене опереточные театры по существу прекратили свое существование. Ограничиваются концертами на музыку опереточных композиторов и изредко в театрах комических опер ставят некоторые оперетты.
Тонкие знатоки легкого жанра и прежде всего Т.Шмыга, Ф.Чеханков придерживаются мнения, что мюзиклы долго не продержатся.
Поскольку новых опереточных композиторов типа Ж.Оффенбаха и И.Кальмана ожидать в ближайшее время не приходится, то театрам надо крепко обдумать, как привлекать в свои залы интеллигенцию, студентов и школьников.
Без соответствующей разяснительной работы в газетах, на радио и телевидении не обойтись.
Среди многочисленных музыкальных спектаклей каждый поклонник театра выбирает для себя то, что соответствует его музыкальной подготовке, образу жизни, характеру, потребностям, устремлениям.
Одни любят всё, другие предпочитают оперу, балет, третьи – оперетту, музыкальную комедию.
Некоторые театралы любят ходить «на актера». Без сомнения, концерты (тематические или сборные) нравятся любому истинному поклоннику театра.
Распоряжением правительства России от 23 мая 1957 г. в Северске (Томске-7) было разрешено организовать музыкально-драматический театр.
В январе 1958-го года появились первые актеры, позже прибыли режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, художники и др.
Театр открылся 26 сентября 1958 г. Оказывается, это практически совпало со столетием со дня рождения оперетты (1 октября). Первой постановкой была оперетта Ю.Милютина «Поцелуй Чаниты».
В 1968 г. театр был переименован в театр музыкальной комедии, в 1993 г. театр приобрел звучное имя музыкального.
В театре за все время его существования работали:
главным режиссером: Б.Зац, заслуженный деятель искусств (зди) ЧАССР Г.Спектор, Ю.Черепанов, Б.Гутников, Ю.Мельцер, засл. артист РФ Ф.Станешников, Я.Лившиц, П.Саблин, зди МССР Г.Геловани, В.Недашковский, И.Орловский, зди КазССР В.Григорьев, М.Ромашин, зди Украины В.Гончаренко, Г.Киселев;
главным дирижером: Ю.Проскуров, зди КАССР Б.Пинский, Л.Сеницкий, Ю.Янкевич, зди РФ В.Маймескул, засл. артист РФ Б.Цигельман, И.Юзефович, К.Царев, Л.Ермакова, Н.Эйбергард, В.Ермошкин;
главным балетмейстером: И.Брижинский, Г.Сокольская, Ю.Комаров, В.Белобородов, Ю.Давиденко, И.Храмов, Л.Цветкова.
Спектакли оформляли художники: зди РФ А.Коротаев, С.Лагутин, Р.Рыбин, зди РФ С.Постников, зди РФ М.Логинова, М.Остапишенко, А.Аредаков, Б.Михайленко, Г.Быков, А.Жильцов, Г.Скорик, Л.Коваленко (Л.Аристархов), В.Хохлов, И.Полякова, Б.Дубенский, Л.Стеценко, В.Цымбал, засл. художник Украины А.Арефьев, Н.Мякинькова, Н.Эпов, Е.Нартова, В.Акимов, В.Левин;
работали хормейстерами: Е.Медведева, Е.Ракуц, Л.Сеницкий, В.Мочалов, В.Вихров, В.Злотенко, В.Сапунов, дипломант Всероссийского конкурса А.Волков, Л.Черкашина, Л.Ермакова.
В настоящее время творческую деятельность театра обеспечивают, главный режиссер Олег Портнягин, главный дирижер, лауреат Всероссийского конкурса дирижеров Валерий Шелепов, главный балетмейстер, главный художник Виктор Акимов, главный хормейстер Елена Кулакова.
Среди первых актеров жанра музыкальной комедии следует указать: В.Пирогова, Ю.Ефремову, А.Вахонину, Б.Чернова, Е.Шелковникова, Н.Шатского, В.Прасолову, Л.Сирмбард, А.Брижинскую, Н.Андреева, Н.Ентина.
Актерам театра присвоены звания: дипломанта Всероссийского конкурса Б.Киселеву, Г.Степанову, С.Скоровой, Л.Даниловой (1970 год), А.Соболеву, С.Соболевой (1976 год), почетные звания заслуженных артистов РФ Л.Даниловой, С.Скоровой (1974 год), Б.Киселеву (1980 год), Л.Травкиной (1991 год), Н.Капусткину (1992 год), А.Лившуну, В.Ткаленко, В.Семиной (1998 год), народного артиста РФ Б.Киселеву (1994 год).
В 1979 году звание дипломанта Всероссийского конкурса было присвоено хормейстеру Б.Смарагдову. В театре в разное время работали засл. артист Украины В.Васильев, засл. артисты РФ Н.Крыжановский, А.Романцев, засл. артист МССР В.Рыжиков, засл. артистка ТадССР А.Полякова, засл. артистка РФ Ю.Семенова, засл. артистка МАССР Л.Высокочиненко, засл. артистка РФ
Т.Подберезкина, засл. артист РФ В.Жданов. Сейчас в театре работают засл. артистки РФ Н.Горбунова, И.Козаренко, засл. артистка Украины С.Кострова.
В театре начинали артистическую деятельность Н.Юргенс и Г.Лесников, ставшие позднее засл. артистами РФ. Н.Юргенс является также народной артисткой Украины. Стали засл. артистами РФ Ю.Коган и И.Ситнова, А.Бродский, народным артистом РФ А.Ратомский, работавшие в театре.
В театре работали родители народной артистки РФ Л.Ахеджаковой.
В работе над сборником составители пользовались программами спектак-
лей нашего театра, театров городов: Новосибирска, Ленинграда, Красноярска, Барнаула, Хабаровска, Кемерово, Омска, Иркутска, Москвы, Риги, Баку, Якутска из собственного архива, программами театра, любезно предоставленными театралами С.П.Вавиловым, В.И.Николаевым, З.Л.Никитиной, Г.К.Сухушиным, М.А.Тырышкиным, актерами театра П.В.Амельченко, В.В.Игнатьевым, Н.И.Капусткиным, В.М.Ланцетти, А.П.Лившуном, М.М.Cаблиной, Л.Ф.Травкиной, Т.Б.Шемяковой, работниками театра А.А.Вакориным, Л.В.Горбуновой, И.А.Ефимовой, Э.А.Казаковой, И.И.Кустовой, Н.А.Сафоновой, М.Ф.Щедновой, пенсионером оркестра театра Б.К.Загорье, рецензиями и другими материалами личного архива известного томского деятеля культуры В.И.Суздальского; рецензиями режиссера и театрального критика В.С.Цейтлина.
Данные о постановщиках 24 спектаклей зафиксированы со слов театралов, актеров, работников театра, что отмечено вопросительными знаками в соответствующей области.
Составители благодарят главного режиссера театра О.Л.Портнягина, больших знатоков легкого жанра Н.Г.Эйбергарда, заслуженного деятеля искусств РФ В.Е. Ермошкина, заслуженных работников культуры РФ А.Д.Южа-кову, С.М.Комарову, поклонников оперетты Г.П.Хандорина, В.И.Петрушева, В.Г.Червинского за внимание и поддержку в работе, редакторов сбоpника А.П.Вергуна, С.П.Вавилова, С.Я.Ломовскую за разнообразную неоценимую помощь.
В сборнике используются следующие обозначения:
АБ - ассистент балетмейстера,
АР - ассистент режиссера,
Б - балетмейстер,
БП - балетмейстер-постановщик,
БПВ - балетмейстер-постановщик по возобновлению,
Д - дирижер,
двк - дипломант всероссийского конкурса,
двск - дипломант всесоюзного конкурса,
ДП - дирижер-постановщик,
за - заслуженный артист,
зди - заслуженный деятель искусств,
зрк - заслуженный работник культуры,
ЗР - звукорежиссер,
ЗРП - звукорежиссер-постановщик,
зх - заслуженный художник,
лврк
МР
МВ - лауреат всероссийского конкурса,
- музыкальный руководитель,
- музыковед,
на - народный артист,
Р - режиссер,
РП - режиссер-постановщик,
РВ - режиссер по возобновлению,
ХК - художник,
ХКП - художник-постановщик,
ХР - хормейстер.


C 1-го по 16 сезон

С 17-го по 31 сезон

С 32-го по 42 сезон

С 43-го по 47 сезон

Алфавитный указатель спектаклей. Спектакли по жанрам. Заключение. Литература.

Используются технологии uCoz