|
ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ САБЛИН | |
|
Людмила Горбунова:
"Северский театр за всю историю своего существования встречался с режиссерами разных творческих, манер, школ, направлений. Это давало свои плюсы и минусы. Длительный период — с 1972 по 1986 годы— сначала главным, затем очередным режиссером был Павел Михайлович Саблин, человек яркий, темпераментный, ученик режиссера Исайи Александровича Фаликова и последователь реалистического метода и направления.
Говорят, что режиссура — это беспокойная мысль, свои взгляд на мир. Будучи сам неуспокоенным человеком, Павел Михайлович вел в своих спектаклях поиск психологической правды, стремясь соединить ее с условностью сценического языка. Его спектакли неизменно привлекали внимание, как зрителей, так и критики. Режиссер-педагог, режиссер-психолог, он работал в самых разных жанрах. Оглядываясь в прошлое, можно выявить феномен необычайной жизнеспособности его спектаклей. Многим из них еще при жизни режиссера было уготовлено длительное существование на сцене. Пятнадцать лет идет в театре классическая оперетта «Летучая мышь». Здесь банкетки, кресла-качалки, французская штора, гардины, кружевные супера — все в стиле той эпохи (художник Л.Коваленко). Но эта красивость не поглотила смысл действа, а подчеркнула его праздничность, жизнерадостность. Испытание временем показало, что это не просто эпизод из жизни венских буржуа, а настоящий гимн веселью, беззаботности, легкой беззлобной шутке. Здесь есть и брызжущее веселье, и поддельные слезы, мнимый испуг и забавные вспышки гнева. А тема любви звучит как высшая духовная ценность. То же самое можно сказать и о спектакле «Веселая вдова».
Героико-романтическую тему режиссер утверждает и в спектакле «Свадьба в Малиновке». Успех этой постановки в живости, сочности подлинно-народных характеров. П.Саблину удалось добиться единения внешней динамики с яркой характерностью каждого персонажа. Он умел придать героям своих спектаклей сценическую яркость и глубину.
Заполнились его «Золотой дым», «Осенние маневры», «Бабий бунт». Особое место в его творчестве занимала национальная драматургия. Такие спектакли, как «Моя теща», «Кавказская пленница», «Проделки Ханумы», «Невеста из Имеретии» — это раскрытие сущности национальных характеров, национальной поэзии. Здесь стиль сценического пространства формировался на слиянии чуть наивного лиризма и доброго, умного юмора.
Своей сатирической направленностью привлекал зрителей спектакль «Дамских дел мастер». Его герой - цирюльник Голохвастый — «джентльмен удачи», а сатира спектакля направлена против погони за легкой наживой чванливости, пренебрежения к родному языку.
П.М.Саблин — признанный мастер водевиля. Его спектакли «Век живи — век люби», «Любовь всегда загадка», «Дачный роман» строятся на занимательной интриге, стремительно развивающемся действе, на частой смене событий, на быстроте эмоциональных переключений, придающих персонажам оттенок забавной карикатурности. Герои его водевилей попадают в комически невероятные ситуации. В его спектаклях существует особый контакт исполнителей со зрителем. Актер делает его своим сообщником, втягивает в розыгрыш. Сценическое поведение многих актеров в спектаклях П.Саблина отличается подвижностью. На сцене царит веселая суета — непринужденная, по не стихийная. Здесь идет игра. Летящий каламбур, озорной трюк, беспечные подскоки польки — все забавно своей неожиданностью. И создается впечатление, что «актеры танцуют свои роли» (П.Марков). К тому же они еще и великолепно исполняют куплеты. И вот здесь, в куплете, как в фокусе, собираются характерные особенности жанра, непосредственный, вольный, иногда сатирический, куплет являет собой образец театральной шутки.
В современных спектаклях «Полоса препятствий», «Настоящие мужчины» режиссер ведет со зрителем разговор о человеке труда во всем многообразии его социальных связей. Он уделяет внимание человеку простому, что называется, из толпы.
Режиссер умел работать с, актерами, учил их, как и чем надо «брать зрителя», он максимально выявил творческие способности таких исполнителей, как С.Скорова, В.Ткаленко, Л.Харитонова, Б.Киселев, А.Лившун, Н.Маковецкая, Л.Травкина. И талантливые актеры вырабатывали гибкость, восприимчивость, самостоятельность. Встретив лидера, они сами становились мастерами.
Свои творческие замыслы П.Саблин воплощал с дирижером Б.С.Смарагдовым, так же беззаветно и преданно четырнадцать лет своей жизни отдавшего Северскому театру. Это художники, работавшие с Павлом Михайловичем: заслуженный деятель искусств России А.Коротаев, В.Косоногов, В.Негоденко, Н.Аристархова, Л.Коваленко, П.Кузнецов.
Веет добротой от его сказок. Не одно поколение зрителей воспитано на них, а их главный герой — закон волшебства, стихия игры и фантазии. Действие в его спектаклях часто переходит в зрительный зал, и дети становятся настоящими сотворцами спектаклей. Это «Сказка про Ерему, Данилу и Нечистую Силу», «Новые приключения Буратино», «Бременские музыканты», «Три Ивана», «Волшебница Айгюль». Он автор либретто и музыки таких оригинальных произведений для детей, как «Гость из Африки», «Девица Единица». Они шли на сценах и других театров страны.
Об этом своеобразном человеке и режиссере нельзя сегодня говорить в прошедшем времени. Он аккумулировал в себе все лучшее, что было присуще его натуре: чувства, мысли, темперамент, талант. Его дело продолжают актеры «саблинской» школы, его творческого метода, и в этом смысле можно говорить об обратной связи. И подобно тому, как один из его спектаклей, известный под названием «Век живи — век люби», затрагивающий проблемы геронтологии, продления человеческой жизни, можно сказать, что «долгожителем» в истории театра стал сам Мастер, так как живы его спектакли, жива память тех, кто работал с ним рядом..."
|