|
ИСТОРИЯ СЕВЕРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
| |
"Этот край таежный, город молодежный" — так поется в песне о Северске, который до недавнего времени не значился на географической карте страны и был одним из закрытых городов Минатома России.
Сегодня о нем говорят и пишут совершенно открыто. Романтики первых пятилеток возвели в необжитой и суровой тайге город-красавец, в который может влюбиться каждый, побывавший здесь. В Северске много крупных промышленных предприятий. Основное — дважды орденоносный Сибирский химический комбинат, который обеспечивает потребности атомных станций в ядерном топливе. Население города — более 111 тысяч человек. За последние годы Северск превратился в настоящий культурный центр. Здесь работают три театра: детский, музыкальный и шоу-театр. Есть музыкальная и художественная школы, два Дома культуры, музей, зоопарк, разветвленная сеть библиотек.
Главную магистраль Северска украшает здание муниципального музыкального театра. Он почти ровесник города. В 2007 году отметит "золотой" юбилей.
У любого театрального коллектива своя судьба. Северский музыкальный театр в этом смысле не исключение. Распоряжением Правительства РСФСР от 23 мая 1957 года в Северске было разрешено организовать музыкально-драматический театр. Создание нового творческого коллектива всегда сопряжено с определенными трудностями: отсутствие помещения, профессиональных кадров, опыта работы — но все было пережито... В августе 1957 года в театр пришел первый директор П.В.Волков, немного позже — режиссеры-постановщики Б. Ф. Зац и Г. В. Спектор. Постепенно набирали труппу. В начале 1958 года появились первые актеры: В. Пирогов, Ю. Ефремова, Т. Кипатуйло, А. Вахонина, Б. Чернов, следом за ними — главный дирижер Ю. Е. Проскуров, балетмейстер И. С. Брижинский, артисты Н. Шатский, Н. Ентин, солистка балета А. Брижинская. В творческий коллектив из художественной самодеятельности были приняты И. Ефимова, М. Щеднова, А. Соболева, Л. Портнова. В технические цеха зачислены А. Яшина, К. Еремина, М. Швецова, М. Манаева. Именно эти люди формировали театральные традиции, которые бережно хранятся, и по сей день.
Свой первый спектакль — оперетту Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты» театр показал 26 сентября 1958 года. Совершенная по форме и музыкальному содержанию, премьера стала настоящим праздником молодости и творческого задора. Очевидцы вспоминают эту великолепную постановку. Импровизация, колорит, яркость красок, жгучие ритмы, авантюрный сюжет и, конечно, незабываемая игра актеров Тамары Кипатуйло, Юлии Ефремовой, Виталия Пирогова, Павла Волкова, Инессы Ефимовой.
А 2 января 1959 года состоялась премьера первого детского спектакля «Приключения Чиполлино», нашедшего у благодарного юного зрителя любовь и признание. И начались годы напряженной работы, где были не только победы...
Своеобразие творческого коллектива, яркость дарований и увлеченность любимым искусством, активные поиски нового репертуара и новых художественных решений — все внушает уважение, привлекает к спектаклям этого самобытного театра особое внимание. Главное, что удалось театру, — даже в повседневной работе не терять ощущения праздника. Яркие, содержательные сценические образы, поиск интересной драматургии позволяют создавать спектакли, способные вызвать у человека радость и сердечное тепло.
Оперетта — жанр трудный, потому что "легкий". Она родилась из блеска, из развлекательного действия. Настоящая оперетта музыкальна, поэтична, блещет веселой яркостью красок Она празднична, народна. А народность выражена и в построении пьес, и в приемах игры, идущих от итальянской комедии "дель арте", и в сатиричности, и в музыке, обращена к национальным песням и танцам. Долгое время старожилы Северска знали свой театр как Театр музыкальной комедии. И только в 1993 году он сменил свой статус и стал называться театром музыкальным. Расширились его жанровые возможности, и на сцене начали ставить крупномасштабные художественные полотна — классические оперы, оперетты, балеты. Впрочем, и раньше театр обращался к этим жанрам, что еще раз свидетельствует о богатейшем потенциале труппы, начинавшей свое восхождение в 50-е годы, о которых сегодня вспоминаешь с любовью и нежностью.
Первое здание театра... Дворец культуры... Хрустальные бра, люстры, «золотой» багет, бархатные кресла и занавес, ковровые дорожки, парадная лестница, просторный вестибюль, античные колонны, И постоянная очередь за билетами, которая выстраивалась на улице. В 1979 году Сибирский химический комбинат сделал театру роскошный подарок — выстроил новое здание, где он располагается и поныне. Другое сценическое пространство, освоение которого диктовало иные задачи, выбор новой драматургии, поиск жанровых решений. И пусть порой не было единого художественного направления, но во всех творческих поисках и экспериментах ощущалось стремление понять природу людских страстей. Смело можно сказать — театру это удается. О его спектаклях не понаслышке судят зрители - взыскательная публика. Они неизменно отмечают высокую театральную культуру, смелость и серьезность режиссерских замыслов, одаренность актерской труппы. Поэтичность и глубина спектаклей — характерная особенность наиболее заметных работ, определяющих лицо Северского музыкального театра, который всегда стремился говорить со зрителем о настоящих, волнующих его проблемах. На счету, театрального коллектива немало творческих удач. Среди них — музыкальные комедии «Черная береза» Новикова, «Возраст женщины» Семенова, «Сладкая ягода» и «Бабий бунт» Птичкина, оперетты «Сильва», «Баядера», «Цыганский барон», «Королева Чардаша». К ним можно отнести работы — «Дон Жуан в Севилье» Самойлова, «Пенелопа» Журбина, опера «Травиата» Верди, а также спектакли-долгожители: «Век живи — век люби» Дмитриева, «Любовь всегда загадка» и «Дачный роман» Колкера. Не одно поколение зрителей сопереживало героям многих театральных постановок, ставших родными и близкими своей сердечностью, простотой, узнаваемостью. Персонажи М. Шолохова и В. Шукшина, благодаря создателям этих спектаклей И. Л. Орловскому и П. М. Саблину, всегда находили отклик в зрительном зале. Театр неизменно отличала приверженность к хорошему драматическому и музыкальному материалу. Сегодня мы с уважением и благодарностью вспоминаем имена тех, кто способствовал расцвету театра, отдавал весь свой талант и силы высокому служению искусству. Среди них — бывший главный дирижер, заслуженный деятель искусств России и Бурятии Владимир Васильевич Маймескул — талантливый композитор, педагог, который в течение многих лет успешно руководил музыкальной жизнью театрального коллектива. Выпускник Саратовской консерватории, всегда поражавший размахом своей творческой деятельности, многогранностью таланта, энциклопедическими знаниями, он вывел театр на новый уровень исполнительского мастерства.
Среди основателей театра — имя одного из первых его главных режиссеров заслуженного деятеля искусств Чувашии Григория Владимировича Спектора. Впоследствии он был одним из руководителей Московского Камерного театра, постановщиком многочисленных спектаклей в театрах нашей страны и за ее пределами. В 1975 году Г. В. Спектор поставил на сцене Северского музыкального театра спектакль «Настоящий аристократ» В. Сирмаи. В главных ролях удачно выступили артисты: Б. Киселев — Мишка, А. Соболев — Барач, С. Скорова — Марча. Местная пресса дала спектаклю высокую оценку. Все годы Григорий Владимирович не порывал связь с театром, пристально следил за его творческим развитием. В 80-х годах он тесно сотрудничал с театром, поставил на его сцене «Королеву Чардаша», «Как вернуть мужа», «Ресторан мадам Дювалье». Всего режиссером на сцене театра выпущено семнадцать спектаклей и концертных программ. В 70-е годы на театральных подмостках блистал замечательный мастер водевиля Павел Михайлович Саблин. Почти сорок самых разноплановых по жанру, сюжетам постановок — веселых и серьезных, смешных и грустных — принадлежат этому незаурядному человеку. Все хорошо помнят его водевили с участием народного артиста Б. Киселева «Золотой дым», «Осенние маневры», «Дамских дел мастер», «Моя теща», «Летучая мышь», «Полоса препятствий», «Настоящие мужчины» и другие. Вместе с Саблиным работал талантливый дирижер Б. Смарагдов.
В это же время ставят спектакли заслуженный деятель искусств Молдавии Г. М. Геловани, Г. А. Степанов. В 1979 году в театре дебютирует новый главный режиссер — заслуженный деятель искусств Казахстана В. Б. Григорьев. Он осуществил постановку таких спектаклей, как «Венские встречи» и «Венская кровь» Штрауса, «Севастопольский вальс» Листова, «Стряпуха» Гроховского, «Я люблю тебя» Колодуба, тепло принятых зрителями. Любимым жанром режиссера стал мюзикл. В 80-е годы театр тесно сотрудничает с композиторами и драматургами А. Журбиным, М. Самойловым, Г. Фере, П. Градовым. Результатом этой работы стали спектакли «Пенелопа» (режиссер В. Недашковский), «Дон Жуан в Севилье» (режиссер Б. Бруштейн), «Неизвестная любовь Наполеона», «Три невесты для пожилого человека» (режиссер В. Гончаренко).
Поиск нового самобытного репертуара характерен для творчества режиссера Я. М. Лившица. Благодаря ему зрители увидели «Любовь, Каприз и Фантазия» Оффенбаха, «Ужасная девчонка» Фельдмана, «Ах, карусель, карусель» Комарова, «Черный дракон» Модуньо. Успеху многих спектаклей способствовала сценография художников: заслуженных деятелей искусств России А. Коротаева и Я. Зейде, художников Б. Дубенского, С. Лагутина, В. Полякова, В. Негоденко, Я. Пясецкой, Л. Коваленко, Н. Аристарховой. В интересной творческой манере работает главный художник театра В. Н. Акимов — выпускник Одесского театрального художественно-технического училища. Акимов обладает способностью так организовать сценическое пространство, что и режиссер, и актеры чувствуют максимальную творческую свободу. Музыкальный театр — искусство синтетическое, и одним из главных компонентов театральной выразительности является балет. Мы с благодарностью вспоминаем имена тех, кто создавал славу северскому балету. Это постановщик танцев И. Брижинский, заслуженная артистка Таджикистана А. Полякова, Г. Сокольская, В. Белобородов, Ю. Комаров, Ю. Давиденко, заслуженный артист Тувы В. Камков, заслуженная артистка России и Бурятии Ю. Семенова. Один из руководителей балетной труппы театра, выпускник Саратовского хореографического училища И. Ф. Храмов поставил замечательные спектакли для взрослых и детей. Это «Юнона и Авось» Рыбникова, фрагменты из «Лебединого озера» Чайковского, «Доктор Айболит», «Конек-Горбунок», мини-балеты «Легенда о любви», «Поединок».
Постановщик Ю. В. Давиденко поставил прекрасный балет «Страсти Терпсихоры». В балетной труппе интересные, одаренные, профессиональные танцовщики. Хочется отметить жанровое разнообразие спектаклей, поставленных театром для юных зрителей. Это современные музыкальные сказки «Три Ивана», «Аленький цветочек», «Ох, уж этот царь Горох...», балеты «Кошкин дом», «Доктор Айболит».
Труппа Северского музыкального театра считается одной из самых интересных среди трупп других музыкальных театров. Зрители хорошо помнят таких талантливых исполнителей, как заслуженные артисты России Л. Данилова, Т. Кочерева, И. Ситнова, Н. Семененко-Черноусова, А. Бродский, Ю. Коган, заслуженный артист Узбекистана Н. Шатский, артисты Р. Егорова, С. и А. Соболевы, 3. Филатова, В. Воробьев, В. Христенко, М. Дербенцев, Ю. Руденко, В. Снегирева, С. Величко-Царёва, Н. Желенкова, В. Состин, Г. Степанов, О. Александрова, А. Коровин, А. Шишкин, Ю. Молодов.
Много замечательных мастеров в сегодняшнем составе труппы. Ветеран сцены — народный артист России Борис Киселев одинаково великолепен как в водевиле, так и в классической оперетте. У исполнителя яркий комедийный талант, позволяющий с блеском играть различные роли: Фалька в «Летучей мыши», Стефана в «Цыганском бароне», Бонни в «Сильве», Костю в «Век живи — век люби». Этот список можно продолжать долго. Спектакли с участием Б. Киселева неизменно идут при аншлагах. Многоплановость вообще характерна для лучших актеров театра. Глубина и масштабность сценического рисунка отличают работы заслуженной артистки России Светланы Скоровой. Ведущая солистка театра — красивая, элегантная — такой ее любят и знают зрители. Сегодня актриса работает в несколько ином амплуа и по-прежнему завоевывает зрительские симпатии. Заслуженная артистка России Людмила Травкина — ведущая солистка театра — может быть и героиней, и субреткой, носить мужские костюмы и лихо отплясывать ковбойский танец. В то же время она удивительно женственна, непосредственна, кокетлива. Среди ведущих актеров театра — заслуженный артист России Николай Капусткин. За двадцать лет, отданных сцене, им сыграны десятки ролей. Диапазон их огромен — от Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» до Грициана и Николки в «Свадьбе в Малиновке». Благодарность вызывает мастерство заслуженной артистки России Нины Горбуновой. Ее героини, такие, как Ганна Главари в «Веселой вдове», ироничны и остроумны; а иногда — хитры и грубоваты —черты, свойственные, например, Чипре из «Цыганского барона».
Настоящее актерское мастерство, искусство перевоплощения демонстрирует Анатолий Лившун. В «Цыганском бароне» — это тупой и незадачливый Зупан, в «Сладкой ягоде» — безапелляционный Козубьлин, в «Бабьем бунте» — уморительно смешной дед Захар...
Целая вереница впечатляющих образов создана ветераном сцены, ре обладателем интересной сценической внешности и красивого баритона — актером Василием Ткаленко. Им сыграны десятки ролей. Лучшие из них — Павел в «Возрасте женщины», Орловский в «Летучей мыши», Пали-Рач в «Цыган-премьере». Много запоминающихся ролей, больших и малых, сыграли ветераны театра Любовь Харитонова и Татьяна Шемякова. Немало творческих удач на счету артистов среднего поколения — Н. Маковецкой, Т. Королевой, Б. Артеменко, В. Ланцетти, В. Игнатьева, С. Кустова, А. Зориной, О. Голубиной, О. Лозовой, Н. Климакова.
Среди ветеранов хора, балета и оркестра хочется отметить плодотворную работу артистов Л. Черногородцевой, М. Саблиной, С. Лисяновой, И. Ефимовой, 3. Азихановой, М. Щедновой, Л. Новиковой. Гробовой, Н. Шибановой, И. Шишкиной, Г. Иванова, М. Телегина, Ю. Юшкова, Т. Юшковой, В. и Ю. Зельдиных.
Коллектив встречает свое пятидесятилетие в прекрасной творческой форме. Поставив за эти годы более двухсот спектаклей, Северский музыкальный театр постоянно находится в поиске, стремится к совершенству.
Продолжение. История. |